Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИКОЛАЙ
50, С. 180-186 опубликовано: 11 октября 2022г.


НИКОЛАЙ

Свт. Николай (Велимирович). Икона. XXI в. (мон-рь Лелич)
Свт. Николай (Велимирович). Икона. XXI в. (мон-рь Лелич)

Свт. Николай (Велимирович). Икона. XXI в. (мон-рь Лелич)

[Серб. Николаj] (Велимирович Никола; 23.12.1880, с. Лелич близ г. Валево, Сербия - 18.03. 1956, мон-рь свт. Тихона Задонского, тауншип Саут-Кейнан, шт. Пенсильвания, США), свт. (пам. 5 марта, 20 апр.), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ); богослов, духовный писатель.

Биография

Отец Н., Драгомир, был начальником местного сельского округа. Он предоставил земельный участок для возведения в Леличе ц. свт. Николая Чудотворца (ныне при этом храме действует мужской мон-рь Лелич). Мать Н., Катарина, в преклонном возрасте приняла монашество с именем Екатерина. Никола был старшим из 9 детей (7 сыновей и 2 дочери), в детстве был крещен в мон-ре Челие. Жребий, согласно к-рому в то время детей из большой семьи отдавали на учебу, выпал Николе: он учился в школе-интернате и считался лучшим учеником в классе. По окончании 6-го класса поступал в Военную академию, но не был принят по состоянию здоровья, поэтому пошел учиться в Духовную семинарию (богословию) в Белграде. Во время обучения большое влияние на Николу оказал прот. Алекса Илич (издатель ж. «Христианский вестник»). По окончании семинарии в 1902 г. Никола работал учителем в с. Драчич близ г. Валево. В том же году его документы по почте поступили в КДА, но на вступительные экзамены он не прибыл (Пузовић. 2017. С. 480). В 1903 г. жил в Бока-Которске и мон-ре Савина, где лечился от скрофулеза. Потом краткое время работал учителем в с. Горне-Лесковице близ г. Валево и в г. Херцег-Нови. Получив гос. стипендию для продолжения образования, проучился 3 года на Старокатолическом фак-те ун-та в г. Берне (Швейцария). В 1908 г. защитил докт. дис. на нем. языке «Радость Воскресения Христова как основной догмат апостольской Церкви» (Der Glaube an die Auferstehung Christi als Grunddogma der apostolischen Kirche. Bern, 1910). По окончании обучения получил от Бернского ун-та предложение стать главным редактором ж. «Международное теологическое обозрение» (Revue internationale de Théologie), но отказался. Не имея стипендии для продолжения образования, вернулся в Сербию. Прот. Алекса Илич с друзьями собрал деньги, на к-рые он поехал в Оксфорд (Великобритания) и за год написал докт. дис. по философии «Философия Беркли».

В 1909 г. Никола получил церковную стипендию для продолжения обучения в России, но не смог поехать из-за дизентерии. Во время болезни дал обет в случае выздоровления принять монашеский постриг. 17 дек. 1909 г. в мон-ре Раковица принял монашество с именем Николай. 19 дек. был рукоположен во диакона, через 2 дня - во иерея. На Рождество Христово, 25 дек. 1909 (7 янв. 1910) г., в Соборной церкви Белграда выступил с одной из своих первых проповедей - вскоре он обрел известность как проповедник. Преподавал в Духовной семинарии свт. Саввы в Белграде философию, психологию, логику, историю и иностранные языки. В 1910 г. начал посещать лекции в СПбДА (архивные сведения о его обучении в С.-Петербурге не сохр., см.: Пузовић. 2017. С. 480), однако в том же году он вернулся на родину (возможно, был вызван для хиротонии, но от получения епископского сана тогда отказался) и продолжил преподавать в семинарии в Белграде.

Иером. Николай (Велимирович) в период миссии в США. Фотография. Бостон. 1915 г.
Иером. Николай (Велимирович) в период миссии в США. Фотография. Бостон. 1915 г.

Иером. Николай (Велимирович) в период миссии в США. Фотография. Бостон. 1915 г.

В 1912 г., во время 1-й Балканской войны, Н. служил военным священником-добровольцем при Главном штабе серб. армии и послом Об-ва пострадавших. Он посетил города Драч (ныне Дуррес) и Шкодер (ныне оба в Албании), где находились серб. военные части. По поручению председателя Правительства Королевства Сербии Н. Пашича был направлен в Великобританию с миссией по нейтрализации в этой стране антисерб. пропаганды, к-рую вела Австро-Венгрия. В 1915 г. Н. поехал в США для сбора помощи и набора добровольцев среди серб. эмигрантов. Благодаря его деятельности тысячи добровольцев из США, в основном сербов-эмигрантов, отправились на фронт, а на о-ве Корфу (месте эвакуации серб. армии) открылось неск. англ. госпиталей для серб. солдат (более половины англ. сестер милосердия, добровольно работавших в этих госпиталях, умерли от тифа).

В том же году Н. продолжил сбор средств в Англии для нужд Сербии. 15(28) июня 1917 г. организовал празднование Видовдана (дня Косовской битвы) в Лондоне. Благодаря его усилиям в большинстве англ. школ было прочитано «Обращение о борьбе сербов за свободу», а в соборе св. ап. Павла в Лондоне отслужен молебен за Сербию. Н. часто читал лекции в Оксфорде и все гонорары отдавал серб. студентам, обучавшимся в этом учебном заведении. В 1919 г. архиеп. Кентерберийский Рэндалл Дейвидсон вручил ему наперсный крест.

События первой мировой войны сделали Н. защитником панслав. идеи, основные положения к-рой он перенял у русских мыслителей, прежде всего у Ф. М. Достоевского и А. С. Хомякова. В произведении «Сон о славянской религии (который снится всю жизнь)» (Сан о словенскоj религиjи: Сањан целог jедног живота. Београд, 1996) он изложил свое видение слав. гос-ва, объединенного интернациональной силой религии, а не благодаря экономике, науке или искусству. Также в этот период после знакомства с догматикой Англиканской Церкви он поддерживал идею объединения всех христ. Церквей, но впосл. изменил свои взгляды.

По окончании первой мировой войны Н. вернулся в Сербию и в марте 1919 г. был избран епископом Жичским: хиротония состоялась 5(18) мая 1919 г. в Соборной церкви в Белграде. Возглавив Жичскую епархию, сразу начал восстановление древнего мон-ря Жича. Но в кон. 1920 г. указом патриарха Сербского Димитрия (Павловича) был переведен на Охридскую кафедру. В марте 1921 г. по поручению властей вновь ездил в Англию и США, где выступал с лекциями. В 1921 г. Н. просил Синод почислить его на покой: свою просьбу он объяснял тем, что в 1919 г. согласился стать епископом ради спасения Церкви, но возложенные на него епископские обязанности отдалили его от верующих. Однако Архиерейский Собор отказался удовлетворить его просьбу. В февр. 1922 г. был направлен в США для организации там Американо-Канадской епархии СПЦ.

В Охридской епархии Н. способствовал восстановлению мн. храмов и мон-рей. В Наума Охридского монастыре построил ц. во имя блгв. кн. Иоанна Владимира, в роспись к-рой был включен образ рус. царя св. Николая II. Для произнесения проповедей он выучил македон. диалект. Но ситуация в епархии оставалась сложной: в 1925 г. автомобиль, в котором должен был ехать Н., обстреляли албанцы. Весной 1927 г. Н. возобновил возведение ц. свт. Николая Чудотворца в родном селе, которое начал его отец: храм был освящен на Преображение Господне в 1929 г. В 1927 г. по приглашению Американо-югославского об-ва и фонда Карнеги Н. вновь выступил с циклом лекций в США.

Николай (Велимирович), еп. Жичский. Фотография. 30-е гг. XX в.
Николай (Велимирович), еп. Жичский. Фотография. 30-е гг. XX в.

Николай (Велимирович), еп. Жичский. Фотография. 30-е гг. XX в.

Пребывание в Охриде считается переломным моментом в жизни святителя, когда он отказался от положений западничества как от чуждых и поверхностных и провозгласил правосл. вероучение единственным истинным. Каждый год не менее месяца Н. проводил на Афоне, где общался с подвижниками, из к-рых особенно выделял Силуана (Антонова), и вел записи, к-рые впосл. использовал в своих произведениях. Хотя Н. уже публиковал мн. статьи и неск. сочинений, именно в охридский период началась его плодотворная лит. деятельность. Здесь им были созданы «Молитвы на озере», «Охридский пролог» и др.

В 1931 г., после преобразования Охридской епархии в Охридско-Битольскую, Н. переехал в г. Битола. В Битоле он построил колокольню при ц. вмч. Димитрия Солунского, открыл приют и столовую для бедных детей и взрослых всех вероисповеданий и национальностей, восстановил кладбище нем. солдат, погибших в годы первой мировой войны.

По поручению Собора Н. осуществлял духовное окормление членов Богомольческого движения (Богомољачки покрет). В этом движении в основном состояли воцерковленные молодые люди из крестьянского сословия, к-рые проводили собрания для чтения и комментирования Свящ. Писания, посещали мон-ри, занимались миссионерством. По благословению Н. члены движения возродили мн. пустовавшие обители, прежде всего в Овчарско-Кабларском ущелье (см. Овчарско-Кабларские монастыри). В Хиландаре появилось ок. 20 монахов и послушников из числа членов движения. В 1933 г. по поручению Архиерейского Собора Н. ввел в Хиландаре общежительный устав.

В составе церковных и гос. делегаций Н. неоднократно посещал Стамбул, Афины, Софию, города США и Великобритании. Участвовал в межцерковном диалоге, в работе различных конференций, съездов молодежных христ. об-в и проч.

В 1936 г. Н. вновь был назначен на Жичскую кафедру. В Жиче возвел ц. во имя свт. Саввы Сербского, ц. во имя прор. Иоанна Предтечи над входными вратами и небольшую церковь на кладбище, построил жилой корпус, типографию и другие объекты, в мон-ре был вырыт пруд. Н. передал более 5 тыс. личных книг в монастырскую б-ку (сгорела при бомбардировке во время второй мировой войны). Ввел в Жиче афонский устав, братию стал духовно окормлять монах с Афона. Н. возродил монашескую жизнь в обителях Стьеник, Велуче, Стрмац, Клисура и др. На собственные средства открыл благотворительную столовую и детский сад для бедных семей в г. Чачак и дом престарелых в г. Кралево.

В 1937 г. вместе с патриархом Сербским Варнавой (Росичем) активно выступал против заключения конкордата между Королевством Югославия и Ватиканом, стал одним из организаторов крестного хода, который в день предполагаемого заключения конкордата направился к зданию Скупщины в Белграде и был разогнан полицией (т. н. Кровавая лития). Возглавил протест против создания Тройственного союза и написал текст воззвания, опубликованного от имени Сербского патриарха Варнавы. Выступал за канонизацию русского царя Николая II (сравнивал жертву царя, вступившего в войну ради защиты православных, с жертвой серб. блгв. кн. Лазаря) и прав. Иоанна Кронштадтского (Сергиева).

После нападения Германии на Югославию Н. 12 июля 1941 г. был арестован и помещен под домашний арест в мон-ре Любостиня, вскоре переведен в мон-рь Войловица, где прожил более 2 лет. Во время нахождения в Войловице перевел на сербский язык книгу прав. Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе» (Моj живот у Христу), вместе с еп. Василием (Костичем; впосл. епископ Жичский) работал над исправлением перевода НЗ, выполненного В. Караджичем В сер. сент. 1944 г. вместе с патриархом Сербским Гавриилом V (Дожичем) был интернирован в концлагерь Дахау. Находясь в концлагере вместе с патриархом Гавриилом, Н. имел возможность совершать богослужения и немного заниматься лит-рой: здесь он написал соч. «Сквозь тюремное окно: Обращения к сербскому народу из лагеря Дахау» (Кроз тамнички прозор: Поруке српском народу из логора Дахау // Изабрана дела. 1996. Књ. 7. Део 2). В период пребывания в концлагере сподобился видения Господа: «В Дахау было так: сидишь в каком-нибудь углу и повторяешь про себя: «Господи, я прах и пепел, возьми мою душу». Душа вдруг возносится на небо и видишь Господа лицом к лицу…» (Зернов М. Нови Златоуст. Београд, 1986). В кон. янв. 1945 г. вместе с патриархом Гавриилом Н. перевезли в Вену и предложили им принять участие в создании коалиционного правительства Югославии, но от этого предложения оба отказались. При приближении к Вене советских войск серб. иерархов неск. раз перевозили из города в город. 8 мая 1945 г. в г. Кицбюэль (совр. Австрия) они были освобождены амер. солдатами 36-й дивизии.

Рака с мощами свт. Николая (Велимировича) в ц. свт. Николая Чудотворца мон-ря Лелич
Рака с мощами свт. Николая (Велимировича) в ц. свт. Николая Чудотворца мон-ря Лелич

Рака с мощами свт. Николая (Велимировича) в ц. свт. Николая Чудотворца мон-ря Лелич

По окончании второй мировой войны коммунистические власти Югославии развернули пропаганду против Н., обвиняя его в коллаборационизме, предательстве Родины и проч. Особо подчеркивался его антисемитизм, хотя было широко известно о помощи, к-рую он оказывал евр. семьям, и о его отказе сотрудничать с нем. властями. Поэтому он не смог вернуться на родину и по приглашению находившегося в изгнании серб. кор. Петра II Карагеоргиевича (см. в ст. Карагеоргиевичи) недолгое время прожил в Лондоне. В 1946 г. он переехал в США. В 1951 г. ему не дали гражданства Федеративной Народной Республики Югославии как «члену антинародной политической организации Збор, сотрудничавшему с оккупантами и бежавшему из страны перед освобождением».

В Америке Н. продолжал церковное служение, проповедовал, преподавал догматическое, пастырское богословие и впосл. гомилетику в Академии блгв. кн. Владимира (Нью-Йорк), Духовной семинарии свт. Тихона Задонского (Саут-Кейнан), Православной семинарии свт. Саввы Сербского в Либертивилле, рус. Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле и выступал с лекциями. Осенью 1955 г. единогласно был избран ректором семинарии при монастыре свт. Тихона. Прот. Александр Шмеман отмечал огромную роль Н. в «увековечивании Православной веры в Америке». Большую часть гонораров Н. отдавал главе Американо-Канадской епархии еп. Дионисию (Миливоевичу; см. Миливоевич Драголюб), Сербской Патриархии, Белградскому богословскому фак-ту и мон-рям, в т. ч. обители Хиландар. На его средства вышел ряд изданий и была сформирована б-ка серб. книг «Свечаник» в Мюнхене.

18 марта 1956 г. Н. обнаружили мертвым на полу его кельи в мон-ре свт. Тихона. Представители его окружения впосл. утверждали, что смерть владыки произошла при странных обстоятельствах. Они полагали, что он был отравлен прибывшим накануне в обитель неизвестным мужчиной, к-рый хотел выпить с ним кофе, а потом исчез (Св. владика Охридски и Жички Николаj. 2003. С. 249-250; Протић. 2012. С. 564-565). Однако по настоянию руководства СПЦ, критически относившегося к деятельности святителя, вскрытие тела и следствие не производились. Личные документы и архив Н. забрали представители еп. Дионисия (Миливоевича). Похоронен 27 марта в мон-ре свт. Саввы Сербского в г. Либертивилл (шт. Иллинойс, США) на кладбище, где покоятся многие видные деятели серб. эмиграции.

Н. пользовался колоссальным авторитетом при жизни, его именовали «Дедушка Владыко», и сразу после смерти он стал почитаться святым. Прп. Иустин (Попович) называл Н. величайшим сербом после св. Саввы, евангелистом и апостолом. Было зафиксировано неск. чудес по молитвам к нему. В 1971 г., по свидетельству иером. Амфилохия (Радовича; впосл. митрополит Черногорский и Приморский) и свящ. Драголюба Милича, когда иером. Афанасий (Евтич; впосл. епископ) служил парастас на могиле Н. в монастыре свт. Саввы, в закрытой на ключ церкви слышалось пение. Сообщалось также о неск. исцелениях от платка, над к-рым Н. прочитал молитву.

Обретение мощей Н., согласно решению Синода СПЦ, состоялось 14 марта 1991 г. Тогда по просьбам верующих от кости его руки была отделена частица и оставлена в мон-ре свт. Саввы Сербского в Либертивилле. 3 мая 1991 г. мощи Н. прибыли в Белград и положены в соборе свт. Саввы Сербского на Врачаре. С 5 по 12 мая мощи находились в мон-ре Жича, где им поклонилось неск. тысяч человек. В эти дни в г. Валево в память о святителе прошли мероприятия под названием «В честь Николая». 12 мая мощи торжественно внесли в построенную Н. и его отцом ц. свт. Николая Чудотворца в с. Лелич и положили в раку в юж. части наоса. В 1996 г. община при этом храме была преобразована в муж. мон-рь. В том же году на службу в честь 5-летия перенесения мощей Н. из США и 40-летия со дня его упокоения, к-рую совершил патриарх Сербский Павел (Стойчевич), пришли 6 тыс. чел. (Лома и др. 1999). При обители создан музей памяти святителя.

19 мая 2003 г. Архиерейский Собор СПЦ единогласно принял решение о внесении имени Н. в список святых как святителя. Днями его памяти были определены день упокоения и день перенесения мощей из США в Сербию (20 апр. ст. ст.). Торжественную Архиерейскую литургию в честь канонизации святителя отслужили 24 мая в соборе свт. Саввы Сербского на Врачаре в Белграде.

Первым изображением Н. (1945) считается фреска в с. Горне-Ратай близ г. Александровац (Сербия), а первую его икону написали монахини мон-ря Челие в 1986 г. Также он изображен с др. святыми во фресковых сценах «Собор святых Северной Америки» в Свято-Троицкой ц. в г. Парма (шт. Огайо, США), «Святые новомученики Ясеновацкие и Глинские и свт. Николай в Дахау» и «Свт. Николай Жичский» в ц. Нова-Грачаница близ г. Чикаго (США), «Встреча св. Силуана Афонского и св. владыки Николая» в соборном зале и «Собор новых святителей» в трапезной мон-ря св. Иоанна Крестителя в г. Молдон (графство Эссекс, Великобритания); «Св. Николай и св. Иустин Новый» в ц. Воскресения Христова (г. Чикаго) и в г. Любляна (Словения) в мон-ре Каона, в храме с. Люляци (Сербия) и др. Во имя Н. освящено неск. храмов, в т. ч. церковь, построенная на месте дома его родителей в с. Лелич (2006).

Сочинения

Н. весьма многочисленны: по объему известных произведений он самый плодовитый серб. писатель ХХ в.: только его проповедей (бесед) насчитывается более 7 тыс. Лит. наследие святителя отличается крайним многообразием как по содержанию и жанру, так и по переплетению самых различных тем. Это исторические и богословские исследования, толкования, жизнеописания, молитвы, статьи с комментариями по актуальным вопросам, проповеди, воспоминания, переводы, стихи, обширная переписка (кроме сербского также на рус., англ. и нем. языках) и проч. Особенность трудов святого заключается в том, что он рассматривает догматические и нравственные положения как нераздельные и дополняющие друг друга. Все его лит. наследие имеет проповедническую и молитвенную направленность. Духовная глубина содержания, поэтичность и мелодичность языка способствовали широкому распространению его произведений. Первое издание Собрания сочинений Н. (Сабрана дела. Химелстир, 1976-1986. 13 књ.) в Германии осуществил еп. Западно-Европейский (впосл. Шабацко-Валевский) Лаврентий (Трифунович). Большинство его произведений переведено на рус., румын., франц., англ., венг. и испан. языки.

Круг вопросов, рассматривавшихся святителем, весьма широк. Помимо богословских тем он задумывался над движущими силами мировой истории, рассуждал о судьбах Европы, России и Сербии, поднимал темы философии Нового времени, науки, культуры, образования. В центре всех его размышлений стоит Христос - «Единый Человеколюбец», как он назвал одно из своих главных произведений (Jедини Човекољубац: Живот Господа Исуса Христа. Њуjорк; Münch., 1958), жизнеописание Иисуса Христа согласно известиям НЗ. Владыка размышлял не о том, кем является Бог Сам по Себе, а кем Он стал через Свое воплощение для каждого человека. Сотворение мира Н. представляет как творческий акт и чудо, но, помня слова Иисуса Христа: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» (Лк 8.17), считает, что тайной является не сам сотворенный мир, а пребывание Бога в этом мире. Поэтому истинное познание и раскрытие тайн мира возможны только с Богом, т. к. в ином случае открытия мира человечество начнет использовать себе во вред. Н. обращает внимание на то, что слово «хорошо» в 1-й гл. кн. Бытие повторяется 7 раз, т. е. «Бог знал, что некие люди будут утверждать, что от Бога в равной степени произошло и добро и зло, поэтому, повторив слово «хорошо» семь раз, дал объяснение, что зло от греха, а в Боге нет греха» (Николай Сербский, свт. Поучения на каждый день года. Минск, 2010. Ч. 2. С. 236). В доказательство того, что материя не является злом, как учили некоторые еретики (напр., манихеи) и философы, святитель напоминает о Евхаристии: если бы материя была злом, то Христос не взял бы для таинства хлеб и вино, под видом к-рых Он преподает нам Свое Тело и Свою Кровь. Человеколюбие, по его убеждению, является основным свойством Господа, и все творение и все допущенные Богом явления и пришествие в мир и страдания Богочеловека призваны привести каждого ко спасению. Спаситель пришел в человеческий мир не только для его исправления, но и для того, чтобы стать и быть нашей жизнью.

Н. развивает учение о Логосе и логосах и отмечает возможность всех земных творений заявлять о себе в сотворенном мире: «Голос есть и у камня, и у земли, и у растения, как есть голос у Солнца, Луны, других небесных тел». Вся Вселенная, по его мнению, это одна оглушительная музыка, один немолчный разговор с Богом. Через Свое творение Творец заявляет о Себе и Своей воле, поэтому всю природу и все, что выше и ниже ее, он именует богословием - словом о Боге. Такую способность твари заявлять о себе святитель называет «спасоносной письменностью», бесценным даром Отца Небесного человеку. Однако в силу греховной поврежденности эту музыку могут слышать только обладающие тонким слухом. В «Охридском прологе» он пишет: «Весь сотворенный мир есть тьма по отношению к Богу, однако в этой тьме светит Слово Божие. Каждое создание было бы тьмой, если бы из него не светился таинственный свет Сына Божия, через Которого «все начало быть, что начало быть»» (Ин 1. 3). Открыв людям словесность, Господь даровал возможность понять значение вещей и явлений, но не их сущность, и поэтому букв. прочтение природы святитель называет идолослужением (Василевич. 2013).

Подобно св. отцам, Н. первым в ряду сотворенных существ ставит ангельский мир, обращая внимание на его наименование в Свящ. Писании небом (Быт 1. 1). Боговидец Моисей не мог говорить подробно, ибо ветхозаветные люди не имели способности понять небесные предметы, только христиане начали видеть открытое небо.

Размышления над Свящ. Писанием и обширные библейские цитаты пронизывают произведения Н. В многочисленных обращениях к библейским темам он нередко пересказывает события Свящ. Писания, помещая их действие в условия простой крестьянской жизни и подчеркивая их назидательный смысл для спасения людей. Часто Н. обращается к истории падения Вавилонской башни и видит продолжение возведения ее стен в совр. мире: «Одна [стена] - наука, вторая - промышленность, третья - политика и четвертая - эгоизм» (Из окна темницы. Минск, 2010. С. 350). Вопрос «Будем ли мы с Вавилоном или со Христом?» он называл жизненно важным (Война и Библия: Наука закона (номология). М., 2016. С. 322).

В кн. «Вера образованных людей» (Вера образованих људи. Београд, 1931; рус. изд., пер. С. А. Луганской: М., 2002) он дал объяснение Символа веры, в самом названии отметив, что действительно духовно и сущностно образованным человеком является лишь тот, кто образован внутренне, всем сердцем, всем существом, и кто сообразен образу Божию. В очерке «Отче наш как основа общественного устройства» (Оче наш као основа друштвеног уређења. Ниш, 1935) святитель высказывается о необходимости сделать молитву «Отче наш» основой общественного устройства. Отмечая радикальные изменения, к-рые воплощение его призыва могло вызвать, он отмечает: «В этом духе и в этой правде и на этой милости основанное общество (или братство) людей твердо стояло бы подобно дому, построенному на камне» (Изабрана дела. 1996. Књ. 4. С. 297).

С целью распространения знаний об основах правосл. веры он составил учебник «Вера святых: Катехизис Восточной Православной Церкви» (Вера светих: Катихизис Источне православне цркве. Београд, 1968), где излагает в виде вопросов и ответов основные догматы и положения.

Н. перевел на серб. язык беседу прп. Серафима Саровского с Н. Мотовиловым «О цели христианской жизни» и в предисловии к 1-му изданию этого перевода отмечал: «Православие считает драгоценными только те книги, которые являются или сокровищем духовного опыта, или учебниками духовной борьбы. Подвиг выше книг, а благодать Божия выше подвига. Поэтому цель нашей жизни - видеть Православие не в писании книг, ни в совершении подвига, а в стяжании благодати... Подвиг - это наука. Действительно, подвиг - это самый надежный метод в науке христианской религии» (Циљ хришћанског живот или суштина хришћанства. Сремски Карловци, 1924).

Для ежедневного назидательного чтения Н. составил «Охридский пролог» (Охридски пролог. Ниш, 1928), в к-рый по календарному принципу на каждый день года включил краткие описания смысла церковного празднования (прежде всего великих праздников) или описания подвига за веру одного из неск. святых, день памяти к-рых приходится на эту дату. За исторической частью следует стихотворное прославление Господа и поминаемых святых, а затем - назидательные «Рассуждение», «Созерцание», «Проповедь» с комментариями отрывка Свящ. Писания и краткая молитва. Т. о., в «Охридском прологе» необычным образом сочетаются агиология, богословие, духовная поэзия и гомилетика.

Особое внимание святитель уделял выяснению причин 2 мировых войн, эпицентром к-рых в ХХ в. стала Европа. Красной нитью через все его труды проходит мысль, что войны, экономические кризисы, революции и иные социальные потрясения и природные катаклизмы являются наказанием людей за нарушение божественных законов. Трагедию Европы Н. видел в том, что она отвергла Небесное Царство и забыла о своих христ. корнях. «Где теперь Христос в Западной Европе? На дальнем конце стола. А кто же во главе стола? Политики, философы, писатели, бизнесмены, фарисеи, саддукеи». Католич. Церковь он воспринимал как продолжение «римского империализма» и предрекал зап. христианству серьезнейшие испытания: православные, по его мнению, уже много претерпели, но католикам еще только предстоит пройти путем страдания и этим доказать готовность идти за Христом.

На фоне безнравственной Европы Н. подчеркивал трагическую роль своего родного серб. народа. Страдания сербов на протяжении веков от османского владычества и от атеистических властей являются центральной темой многих его произведений. Часто он размышлял об исторической судьбе и о предназначении серб. народа, о роли косовской трагедии, героизме, милосердии и преданности воли Божией сербов и вождя 1-го сербского восстания Карагеоргия в борьбе за освобождение от османского владычества, напр.: «Беседы и статьи о Косово и Видовдане» (1988, собр. статей за разные годы), «Религия Негоша» (Религиjа Његошева. Београд, 1911), «Жизнь св. Саввы» (The Life of St. Sava. Libertyville, 1951), «Книга о св. Иоанне Владимире» (Читанка о св. краљу Jовану Владимиру. Београд, 1925), «Война и Библия» (Рат и Библиjа. Крагуjевац, 1931), «Сербия во свете и тьме» (Serbia in Light and Darkness. L., 1916), «Душа Сербии» (The Soul of Serbia. L., 1916) и др.

Особую, богоизбранную роль Сербии Н. описывает в кн. «Царев завет» (Царев завет. Битољ, 1933), посвященной Косовской битве и т. н. Косовскому завету кн. Лазаря. В ней он излагает легенду о явлении перед Косовской битвой кн. Лазарю ангела, к-рый предложил ему либо победу и царство земное, либо поражение и Царство Небесное. Князь выбрал второе, поэтому его держава проиграла земной бой, но продолжает существовать в Царстве Небесном. В соч. «Диван» Н. подробно описывает Богомольческое движение, рассказывает о судьбе его членов, сохранивших веру при самых тяжелых обстоятельствах.

Николай (Велимирович), еп. Жичский. Фотография. 50-е гг. XX в.
Николай (Велимирович), еп. Жичский. Фотография. 50-е гг. XX в.

Николай (Велимирович), еп. Жичский. Фотография. 50-е гг. XX в.

В кн. «Жатвы Господни» Н. пытается богословски обосновать страдания серб. народа в годы Балканских и 2 мировых войн: «Судьба всех праведных народов вообще похожа на судьбу Христа, но ни у одного народа она не столь трагична, как у сербов» (Жетве Господње. Münch., 1952). Важнейшей чертой характера серб. народа он называет способность смиренно переносить страдания с мыслью о Христе. В произведении «Слова сербскому народу: Сквозь тюремное окно» (Говори српском народу: Кроз тамнички прозор. Хилместир, 1985) Н. дает толкование пророчеств Исаии применительно к новейшей истории серб. народа. Постреволюционные испытания России он сравнивает со страданиями прав. Иова, подчеркивая, что русские более постоянны в молитве, а греки превосходят всех в милостыне. Приверженность идеям панславизма сменила уверенность, что объединение славян (прежде всего южных) возможно только во Христе.

Святитель критикует равнодушие и бездействие христ. Церкви по отношению к мученическому свидетельству об Истине. В кн. «Агония Церкви» он говорит: «Ни одна из Церквей не отказалась делать то, что от нее требовали. Напротив, все они вместе со своими правительствами вступили в войну противно учению Господа Иисуса Христа и тому, что через страдание утвердили апостолы» (The Agony of the Church. L., 1917).

Особое значение имели произведения Н., призванные воодушевить человека на молитву. Сб. «Молитвы на озере» (Молитве на jезеру. Београд, 1922; рус. изд.: М., 1995) признан вершиной его молитвенно-богословской прозы. В него входят 100 небольших глав, каждая из к-рых включает молитву, молитвенно-философское размышление и прославление Бога. В предисловии к сборнику прп. Иустин (Попович) называет автора «чудотворцем молитвенных рифм», к-рый «молитвой думает, молитвой философствует». Стихотворные произведения Н. «Духовная лира» (Духовна лира. Скопjе, 1925) и др. отличаются покаянной смиренностью, каждое из них словно малый стихотворный Символ веры, малая догматика.

В народном стиле написаны «Молитвенные стихи монаха Фаддея» (Песме молитвене мон. Тадиjе // Собрана дела. Хилместир, 1978. Књ. 11), поэтому они часто исполнялись членами Богомольческого движения. В книгу включено неск. песен для гусляров; по красоте они не уступают лучшим образцам серб. народного эпоса.

Широкое распространение получили сборники поучений святителя, составленные из его проповедей (бесед): «Беседы под горой» (Беседе под Гором. Београд, 1912), «Мысли о добре и зле» (Мисли о добру и злу. Београд, 1923), «Новые беседы под горой» (Нове беседе под Гором. Београд, 1922), «Омилии на воскресные и праздничные евангельские чтения» (Омилиjе на недељна и празнична Jеванђеља. Сремски Карловци, 1925. 2 књ.) и проч. Проповеди он часто оформлял в виде посланий, отвечая на житейские вопросы своих адресатов и их сомнения. Особой популярностью пользовался сб. «Над грехом и смертью» (Изнад греха и смрти. Београд, 1914).

В 1926 г. Н. встретился с инд. мыслителем и поэтом Рабиндранатом Тагором и под влиянием этого знакомства написал целый ряд статей об инд. философии и индуизме, напр. «Индийские письма» (Индиjска писма. 1995). Он считал Тагора великим поэтом и философом, а Индию - «христианской страной без Христа». В произведении «Стеклянные глаза Индии» он анализирует различия между верой и знанием: «Иисус основывает всё на вере, в то время как Индия основывает всё на знании… Знание не спасает, вера спасает» (Стаклене очи Индиjе. Цетиње, 1997). Там же владыка критикует веды: «В индийских ведах содержится страшное учение: истина и ложь относительны и обе необходимы как составные части иллюзии». Т. е., объясняет владыка, по инд. философии демон равен богу, Шива-разоритель равен Вишну-созидателю. В верховной инд. триаде ложь сидит рядом с истиной, а зло царствует, как и добро, и одно и другое - иллюзия, и сами верховные боги Индии - иллюзия. Он предостерегает правосл. христиан от увлечения инд. философией и поэзией, а ислам характеризует как христ. секту.

Педагогические мысли Н. наиболее полно излагает в ст. «Каким должно быть воспитание детей: Церковь и революционная педагогика» (Какво треба да буде васпитање деца: Црква и револуциона педагогика. 1997), в которой высказывает мнение, что родители, чрезмерно оберегая детей от проявлений зла, лишь вредят им. Знакомство со злом позволяет человеку научиться борьбе с ним. Поэтому святитель призывает прежде всего научить детей различать добро и зло и бороться против последнего.

«Кассиана, или Повесть о христианской любви» (Касиjана: Наука о хришћанском поjимању љубави. Њуjорк; Münch., 1952; Кассиана: Повесть о христианской любви; Статьи, проповеди. СПб., 2000) рассказывает о пути к Богу и монашеству девушки Кассианы и считается одним из самых трогательных произведений святителя.

Соч.: Изабрана дела. Ваљево, 1996. 10 књ.; Сабрана дела. Линц, 2001. 7 књ.; Творения. М., 2005-2016. 11 т.; Сабрана дела. Шабац, 2013-2014. 13 књ.; Мысли о добре и зле / Пер.: С. А. Луганская. М., 2001; Земля недостижимая: Совр. сказка для взрослых / Пер.: Н. Г. Феофанова. М., 2003; Миссионерские письма. М., 2003; О воровстве и неправедном богатстве: Толкование восьмой и десятой заповедей Божиих. М., 2003; Символы и сигналы / Пер.: М. Мелькова, Н. Г. Феофанова. М., 2003; Азбука победы / Пер.: Н. Г. Феофанова. М., 2004; Жизнь св. Саввы, сербского просветителя и чудотворца. М., 2004; Индийские письма / Пер.: З. Пейкова. Саратов, 2004; Сербский народ как раб Божий / Пер.: И. Числов. М., 2004; Почему Господь не слышит наши молитвы: О самом главном для новоначальных. М., 2005; Слово о Законе: Номология / Пер.: Н. Г. Феофанова. М., 2005; Феодул, или Раб Божий / Пер.: З. Пейкова. Саратов, 2005; Душа Сербии / Ред. С. А. Луганская. М., 2006; Десять заповедей Божиих. М., 2007; Православный катехизис / Пер.: Н. Г. Феофанова. Клин, 2007; «Творите дела правды»: Проповеди / Пер.: С. А. Луганская. М., 2008; Царев завет / Пер.: мон. Пелагея (Шеремет). Псков, 2011; Владика Николаj о Шекспиру / Прев.: В. Милановић. Београд, 2016; Воздух твоей души: Духовный азбуковник. М., 2017.
Библиогр.: Протић М., прот. Николаj: Био-библиографиjа: 1880-1941. Шабац, 2012. Књ. 1.
Лит.: Атанасиjе (Jевтић), jером. Трагање за Христом. Београд, 1989; он же. Духовност православља. Београд, 1990; Изазов далеког истока у светлости православног хришћанства. Београд, 1993; Биговић Р. Од свечовека до богочовека: Хришћанска философиjа владике Николаjа Велимировића. Београд, 1998; Лома А. и др. Манастир св. Николаjа Лелић. Лелић, 1999; Jеротић В. Духовни разговори. Београд, 2000; О владици Николаjу / Приред.: Љ. Ранковић. Ваљево, 2000; Heppell M. George Bell and Nikolai Velimirović: The Story of a Friendship. Birmingham, 2001; Слава и боль Сербии: О сербских новомучениках. М., 2002. С. 146-154; Св. владика Охридски и Жички Николаj. Краљево, 2003; У чистим водама Православља // Православље. Београд, 2003. Год. 37. Бр. 869. С. 9-11; Jанковић М. Д. Св. Николаj Српски: Од рођења до канонизациjе. Београд, 2004; он же. Св. Николаj Српски - на изворима охридских созерцања. Београд, 2012; Карапанџић Б. Виђења и разговори са св. Николаjем Жичким. Кливланд; Београд, 2004; Сарамандић З. С. Св. вмч. владика Николаj Жички. Београд, 2004; За Крест Честной и свободу золотую! М., 2006. Вып. 2: Св. владыко Николай Сербский; Ранковић Љ. Св. владика Николаj: У служби Богу и роду. Шабац, 2006; он же. Св. владика Николаj: Живот и дело. Шабац, 2013; Arx U., von. Bishop Nikolaj Velimirović (1880-1956) and His Studies in Bern within the Context of the Old Catholic-Serbian Ortodox Relationship // Serbian Stud. Chicago, 2006. Vol. 20. N 2. P. 307-339; Службе св. прп. Николаjа Новог Жичког и Jустина Новог Ћелиjскиг / Сост.: Атанасиjе Светогорац; пер.: Атанасиjе Херцеговац. Ваљево, 2011; Акатист и житиjе cв. владики Николаjу Жичком и Охридском. Крагуjевац, 2012; Василевич В., прот. Нравственный аспект космологии свт. Николая Сербского. 2013 // www.bogoslov.ru/text/3304823.html [Электр. ресурс]; он же. Рассуждения свт. Николая Сербского (Велимировича) о нравственности среди нехристиан // www.bogoslov.ru/text/4866176.html [электр. ресурс]; он же. Тема войны в трудах святителя Николая Сербского (Велимировича) // www.bogoslov.ru/text/4498619.html Электр. ресурс]; он же. Библейская и европейская Вавилонские башни по творениям свт. Николая Сербского (Велимировича) // www.bogoslov.ru/text/5514684.html [Электр. ресурс]; Свт. Николай Жичский: Служба, житие. Осташков, 2013; Милин С. Поjам страдања у делима св. Николаjа Жичког. Београд, 2014; Остоjић З. Прилози за хришћанску антропологиjу: Владика Николаj Велимировић // Религиjа, религиозност и савремена култура. Београд, 2014. С. 159-171; Свт. Николай Сербский / Сост.: А. Маркова. М., 2016; Пузовић В. Руски путеви српског богословља. Београд, 2017.
И. Войводич, И. Стойичевич
Ключевые слова:
Святые Сербской Православной Церкви Святые Русской Православной Церкви Святители Русской Православной Церкви Епископы Сербской Православной Церкви Богословы сербские Духовные писатели сербские Николай (Велимирович Никола; 1880-1956), епископ Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ); богослов, духовный писатель
См.также:
АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)
АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик
ГЕРАСИМ (Петранович; 1820 - 1906), еп. Бока-Которский, Дубровникский и Спичанский, духовный писатель и богослов
ДАНИИЛ II (ок. 1274 - 1337), архиеп. Печский (1324-1337), свт. (пам. 20 дек., в Соборе Афонских святых и в Соборе Сербских святителей)
ЕВСТАФИЙ I († 1286), архиеп. Сербский в 1279-1286 гг., свт. (пам. 4 янв., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей))
ЕФРЕМ патриарх Сербский, свт. (пам. 15 июня)
АВРААМ (ок. 350 - между 422 и 444), еп. Каррский, свт. (пам. 14 или 13 февр.)
АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
АГАФОН (кон. VI в. – 681), папа Римский (678-681), свт. (пам. 20 февр., зап. 10 янв.)
АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых)
АКАКИЙ († 251), еп. Мелитинский (Антиохийский?), исп., свт. (пам. 15 сент., 27, 29, 30 или 31 марта)
АЛЕКСАНДР еп. Переяславский, свт. (пам. - 23 мая в Соборе Ростово-Ярославских святых)
АЛЕКСАНДР I († ок. 337), архиеп. К-польский, свт. (пам. 30 авг., 2 июня, 31 или 28 авг.)
АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)